Succubus
Succubus

Succubus.Практическая Чёрная Магия

Последние темы
» Став "Воронка" от Cantas.
Вт Июн 12, 2018 11:11 pm автор Katrina

» Привлечение клиентов.
Вт Июн 12, 2018 11:03 pm автор Katrina

» Закрыть рот лжецу, болтуну, сплетнику. Автор Priest.
Вт Июн 12, 2018 10:55 pm автор Katrina

» Став "Совесть должника".
Вт Июн 12, 2018 10:48 pm автор Katrina

» Став "Сила" от Натали.
Вт Июн 12, 2018 10:42 pm автор Katrina

» Став на успех и материальное благополучие.
Вт Июн 12, 2018 10:37 pm автор Katrina

» Став "Богатство!"(Быстрое получение денег).
Вт Июн 12, 2018 10:25 pm автор Katrina

» Аннигилятор (уничтожение фантомов, лярв, мафлоков, мыслеформ и тд) авт. Hawkmoon.
Вт Июн 12, 2018 10:16 pm автор Katrina

» Став "Обезвредить ведьму или колдуна".
Вт Июн 12, 2018 10:09 pm автор Katrina

» Став "Внушение мыслей".
Вт Июн 12, 2018 9:42 pm автор Katrina

» Избежать иллюзий и раскрыть обман.
Вт Июн 12, 2018 9:34 pm автор Katrina

» Став "Лезвие бритвы".
Вт Июн 12, 2018 9:16 pm автор Katrina

» Работа с бесами.
Пт Июн 08, 2018 8:57 pm автор Vedma Kassandra

» Работа на погосте с мертвецами.
Пт Июн 08, 2018 8:42 pm автор Vedma Kassandra

» Код привлекательности.
Пт Июн 08, 2018 7:41 pm автор Vedma Kassandra

» Установление маячка привлекательности.
Пт Июн 08, 2018 6:53 pm автор Vedma Kassandra

» Деревья для оберега.
Пт Июн 08, 2018 3:25 pm автор Vedma Kassandra

» Талисман Солнца для привлечения любви.
Чт Июн 07, 2018 1:32 pm автор Vedma Kassandra

» Драгоценные камни - талисманы.
Чт Июн 07, 2018 1:20 pm автор Vedma Kassandra

» Проклятье ( с точки зрения Чёрного Мага).
Чт Июн 07, 2018 12:54 pm автор Vedma Kassandra

» Порча (с точки зрения Чёрного Мага).
Чт Июн 07, 2018 12:14 pm автор Vedma Kassandra

» Магические инструменты.
Чт Июн 07, 2018 12:07 pm автор Vedma Kassandra

» Место для колдовства.
Чт Июн 07, 2018 12:00 pm автор Vedma Kassandra

» Время для колдовства.
Чт Июн 07, 2018 11:57 am автор Vedma Kassandra

» Навести язвы на лице.
Пт Июн 01, 2018 12:09 am автор Katrina

» На чесотку.
Пт Июн 01, 2018 12:06 am автор Katrina

» На кровавую чахотку.
Пт Июн 01, 2018 12:03 am автор Katrina

» На новое жильё.
Пт Июн 01, 2018 12:01 am автор Katrina

» На погост если в первый раз на работу пришел.
Чт Май 31, 2018 11:58 pm автор Katrina

» Если ведьма не может себе по душе подобрать мужика.
Чт Май 31, 2018 11:56 pm автор Katrina

Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 4, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 4

Нет

[ Посмотреть весь список ]


Больше всего посетителей (17) здесь было Чт Май 24, 2018 1:29 pm


La Lune

Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Гуль.

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

1 Гуль. в Чт Май 10, 2018 9:25 pm

Katrina

avatar
Главный Admin, Тёмная Ведьма
Главный Admin, Тёмная Ведьма
Гуль.

Гуль — арабский демон, джинн низшего ранга, ставший подвидом кладбищенского упыря.

Ghoul — самый распространенный англоязычный вариант наименования гуля с акцентом на некрофагии
Ghul — англоязычный вариант наименования гуля с акцентом на связи с джиннами
Гилян — транслитерация на русский язык слова "гуль" во множественном числе, то же что и "гули", демоны арабского фольклора
Гул — вариант русскоязычного наименования гуля
غول — написание на арабском языке названия гуля, демона арабского фольклора


— Это кладбище — по-прежнему освященная земля. Гулями обычно заражены кладбища либо старые, либо такие, на которых выполнялись сатанинские или вудуистские обряды. Такие злые чары изнашивают освящение, и земля становится не святой. Когда это случается, гули либо приходят снаружи, либо встают из могил. Что именно — никто не знает.

Анита Блейк (358)


Лично уважаемая мною Анита Блейк (она сама эта знает, так как я никогда не называют ее всякими ласковыми прозвищами типа "Аниточка" или "милочка") зарабатывает себе на хлеб с маслом ремеслом аниматора*. Это значит, что она сугубый практик, в сферу компетенции которого не входит углубленное изучение истоков и развития посмертий. Разбираться в их природе — это задача для тех, кто может посвятить свою жизнь изучению трудов таких авторов как Ибн Вахшийа, Ад-Дин Ад-Димашки, Абу Мурра, Ибн Шав, Н. Пикман, Дж. Винчестер, М. Кручек и прочих теоретиков некрогенеза и демоновенатории. С учетотом сего, не будем сильно пинать ногами мисс Блейк за то, что она не взяла на себя труд проштудировать трактат Брусилы абу Мурры "Шахиншахи забытых песков", в которых ясным каламом по чистому пергаменту написано:

Корень исхода гилян под лунную сень усыпальниц ищи в близлежащих могилах. Ибо ими становятся те, кто при жизни много грешил, либо родился за морем.

Перевод Н.Гоуды.


Гилян, как это нетрудно догадаться, это гули. Так вот, с точки зрения Абу Мурры, гули по своему происхождению подобны славянским упырям или нанайским бусиэ. Иными словами, гули есть неупокоенные посмертия — те, кто после смерти стал демоном, опасным как для живого своим каннибализмом, так и для мертвого (ибо они еще и некрофаги). В "Шахиншахах забытых песков" Абу Мурра с завидным упорством проводит идею о том, что гули были и остаются посмертно-демоническим населением враждебных человеку локусов: пустынь, кладбищ, могильников, жальников, усыпальниц, склепов, брошенных поселений и полей былых сражений. Да, фатер Брусила фактически настаивает на том, что гулей необходимо классифицировать как неупокоенных посмертий, которые, шагнув за "жизненный порог", возвращаются в качестве имеющих телесную форму духов или демонов (к сожалению, ни в данном цитируемом трактате, ни в каком прочем своем произведении Брусила абу Мурра не разводит эти понятия — "дух" и "демон" — и использует их как синонимы, что доставляет известные трудности переводчикам). Особыми характеристиками гулей он называет сопутствующую им трупную вонь и склонность к поеданию как мертвечины, так и свежего человеческого мяса.

Подтверждая эти субстанциональные характеристики, обозначенных Абу Муррой, и добавляя к ним оборотничество, большинство специалистов (особенно арабского происхождения) гулей посмертиями не считают. Правда, некоторые вообще не уверены, что гули имеют место быть, ведь в "Коране" ничего о них не говорится. В пику сомневающимся знающие указывают на следующие слова Пророка:

Если явятся гилян, то читайте азан [призыв к молитве]

"Джинны и человеческие недуги" (251: p.373)


Основываясь на этих священных словах, часть мудрейших считает гулей одним из видов джиннов, чья слабосильность — гулей в смысле — искупается коварством и кровожадностью. По их просвещенному мнению, гули, обладая только способностями к оборотничеству, оказываются заведомо слабее ифритов и маридов, однако по силе превосходят силатов. Еще одной особенностью гулей (общеизвестной, по крайней мере, среди арабских народов) является их половая однобокость — все гули женского пола (174). Их мужские аналоги именуются ал-кутруб (что в переводе значит «злой дух, демон, оборотень») и проживают на острове ал-Кутрубийа (244: с.358). Думается, это именно аналоги (кладбищенские трупоеды мужского пола), а не супруги. Наличие у гулей детей, о чем повествуют многие рассказы, этому не противоречит. К сожалению, детскую смертность никто не отменял, на новоиспеченным детям-гулям в любом случае необходим наставник для обучения хотя бы первичным навыкам охоты.

Впрочем, в арабоязычной демонологии проблематике джиннов никогда не уделялось должного внимания. В этом смысле гулям в качестве одного из гипотетических видов джиннов повезло даже меньше, чем кому другому (хотя звезду Алгол* в созвездии Персея в их честь все-таки назвали). Их диковатый облик падальщиков и каннибалов не только не допускал мысли о возможности принятия гулями ислама (как это сделали наиболее благоразумные и сознательные джинны), но и вообще заставил очень многих усомниться в "бездымно пламенной" природе гулей. Это значит, что добрая часть арабских мыслителей-схоластов (к числу которых принадлежит, в частности, и очень уважаемый мной Шаалив ибн Шав) считала и считает гулей скорее неким диковинным видом духов или демонов:

"... несколько сподвижников Александра [Великого] дошли до истоков Нила и находились [там некоторое время] для обследования той земли и того, что в ней есть. Возвратившись, они сообщили, что на одной из Лунных гор они встретили настоящих духов. Они встретили одну из разновидностей, которая называется ас-суру. А это гули. Один гуль из их числа — это существо, среднее между духами, животными и человеком. Для того, кто на него смотрит, гуль может принять облик того животного, какого захочет. Обнаруживая вид человека, он может растерзать [любого], как могут растерзать дикие звери".

Шамс Ад-Дин Ад-Димашки "Выборка времени о диковинках суши и моря" (244: с.344)

И когда он охотится на какое-нибудь животное, он сначала ест его внутренности — прежде, чем мясо, — а затем ест его мясо. А у человека оставляет только мясо. Когда гуль охотится на человека, он играет с ним до тех пор, пока человек не умрет. Тогда он съедает внутренности его живота и оставляет у себя в норе его тело на несколько дней. Когда же оно испортится и черви, которые едят его, уже почти передохнут, его ест гуль в таком состоянии, так как гули любят есть такое мясо. Гнилое мясо нравится им больше, чем свежее."

Шамс Ад-Дин Ад-Димашки "Выборка времени о диковинках суши и моря" (244: с.344)


Здесь есть небольшой терминологический нюанс. В нашем языке тяжело подобрать подходящие понятие для схватывания природных особенностей гулей. Собственно и Н. Гоуда в своем переводе Абу Мурры так и не смог остановиться на каком-либо одном варианте понятия для передачи следующего смыслового ряда в одном слове — животное, злой дух, демон, оборотень, то есть изначально бестелесное или эфирное существо, который может принимать любой телесный облик. В случае с мусульманским субстратом ситуация осложняется тем, что в арабских странах широко используется и такой термин как "джинн", что буквально переводится как "некто невидимый, скрытый от глаз". Понятно, что терминологическая свобода отнюдь не способствует установлению ясности в интересующих нас вопросах. Помимо обозначенной проблемы есть и чисто лингвистическая путаница. Дело в том, что при транскрибировании арабского слова "гуль" (хотя правильнее было бы говорить "гул" — ghūl) латинскими символами возникает два варианта написания этого слова: Ghoul (или Ghoule) и Ghul. Обычно если латински пишущий автор хочет сделать упор на тесноте связи гуля и джинна, то он пишет так — Ghul. В случае же если акцент переносится на демонически-трупоедскую составляющую, то так — Ghoul. К сожалению, это различение в наименовании гулей разделяется не всеми авторитетами. Так, пан Сапковский говорит о гулях обычно как о Ghul'ях, в то время как описывает скорее падальщиков-посмертий, нежели джиннов. Хотя Сапковский по-польски говорит...

Впрочем, носители аутентичного арабского фольклора не слишком замарачиваются этими "пустыми умствованиями". Простому человеку всегда было ясно, кто такие гули — существа хоть и чудесные, но очень уж злобные, лживые и опасные. Их оборотнические способности de facto снимали проблему внешнего вида, а специфические гастрономически пристрастия позволяли именовать гулями практически любого гуманоидного каннибала. Как, например, это сделала Шахерезада с панотиями:

И они ехали так в течение месяца, пока не показался перед ними другой остров, и они вышли на этот остров и увидели там плоды разного рода и поели этих плодов. И вдруг они заметили что-то блестевшее издали на дороге, и, приблизившись, они посмотрели и увидели, что это нечто отвратительное видом и лежит, точно серебряный столб. И один из невольников пихнул его ногой, и вдруг оказалось, что это человек с продольными глазами и расщепленной головой, и он спрятался под одним из своих ушей, так как, ложась спать, он подкладывал одно ухо себе под голову, а другим ухом прикрывался. И он схватил этого невольника, который пихнул его, и пошел с ним на середину острова, и вдруг оказалось, что все там — гули, которые едят сынов Адама. И невольник закричал своим товарищам: "Спасайте ваши души! Этот остров — остров гулей, которые едят сынов Адама, и они хотят меня разорвать и съесть". И, услышав его слова, путники повернули, удаляясь, и сошли с земли в лодку и ничего не набрали из плодов.

Тысяча и одна ночь. Ночь семьсот шестьдесят пятая. (697)


Сходным образом поступал и такой известный рассказчик страшных историй как Г.Ф.Лавкрафт. Его гули, правда, больше напоминают собакоголовых гноллов:

"...тела редко бывали полностью человеческими, причем последнее качество присутствовало в них в самой разной степени. Практически все существа оставались двуногими, но сверху имели неуклюжие, в чем-то даже собачьи торсы, а структура тканей большинства из них отчасти напоминала резину."

Г.Ф.Лавкрафт "Сновиденческие поиски Кадафа Неведомого"


"Это было колоссальное, совершенно непонятное и абсолютно богопротивное существо с пылающими красными глазами; в своих костлявых лапах оно держало какой-то предмет, который при ближайшем рассмотрении оказался человеческим телом, и оно вгрызалось в его голову, подобно тому, как нетерпеливый ребенок пытается откусить край неподатливого леденца. Поза чудовища была чем-то похожей на сидение на корточках, причем создавалось ощущение, что оно в любой момент готово бросить свою добычу и отправиться на поиски более сочного лакомства. Но, черт побери, даже не сам по себе изображенный на картине объект являлся источником охватившей меня дикой паники, не его собачья морда с торчащими ушами, налитыми кровью глазами, плоским носом и истекающими слюной губами; и не чешуйчатые лапы, не заплесневелое тело, не похожие на копыта ноги — нет, ничего подобного, хотя каждой из этих деталей вполне хватило бы на то, чтобы окончательно лишить впечатлительного человека остатков рассудка."

Г.Ф.Лавкрафт "Натурщик Пикмана"


А вот Р.И. Говард вывел гулей от демонов. Они-де, гули, есть плод богопротивной связи одного богомерзкого народа с коренными инферналами:

Он пошевелился, огляделся и вздрогнул — возле него сидело на корточках какое-то существо.

Сначала Конан подумал, что это призрак — неподвижная серая фигура, глядящая на него застывшими, бессмысленными глазами.

Он лежал, смотрел и ждал, когда исчезнет дурной сон, но мороз пробежал по коже, когда король вспомнил жуткие рассказы о существах, населяющих леса на границе между Зингаром и Аргосом. Гулями зовутся они, пожирателями человеческого мяса — семя тьмы, потомки чудовищной связи сгинувшего и забытого народа с демонами подземелий. Где-то в этом лесу, поговаривали, среди развалин древнего проклятого города, скользят между гробниц серые человекоподобные тени...

Роберт Говард "Час Дракона"


Позже о гулях писали МакНагтон (Brian McNaughton), Нивен (Larry Niven), Брукс (Max Brooks) и другие. И, что характерно, все, хотя каждый по своему, упирали именно на трупоедский характер гулей и их происхождение от "опустившихся" людей. Это, наверное, чтобы отличать их от вампиров и зомби, которые предпочитают "живое мясо". Не знаю, не знаю... При таком раскладе гули начинают больше смахивать на облегченный вариант вендиго... И про специфическое амбре гулей все забывают.

...известно в земле Ифрикийи как дерево гулей, что у гулей есть запах, который дикие звери ощущают на расстоянии полумили, и что эти звери берегутся, когда почувствуют этот запах. У дерева же ал-абхал запах сильнее, чем запах гулей, так что поглощает его, и гули укрываются у этих деревьев. Когда дикое животное или человек приближается к такому дереву, гуль бросается на него и разрывает его, будь то человек или животное.

Шамс Ад-Дин Ад-Димашки "Выборка времени о диковинках суши и моря" (244: с.344)

Хотя не все, надо сказать, не все вычеркивают из памяти сию специфическую особенность. Вот самый именитый (потому что умный и осторожный) ведьмак Геральт это очень хорошо помнит:

— А чем воняют гули, Геральт?

— Трупами.

Анджей Сапковский "Крещение огнем"

И при встрече с гулями советует всем то, что и отвечает его ученица:

— Как бороться с гулем, Цири?

— Серебряным мечом. На гуля действует серебро.

— Что еще?

— Яркий свет. И огонь.

— Значит, с ним можно бороться при помощи света и огня?

— Можно, но опасно. Ведьмак не должен пользоваться ни светом, ни огнем. Это мешает видеть. Яркий свет отбрасывает тени, а тени затрудняют ориентацию. Драться всегда надо в темноте, при свете луны или звезд.

Анджей Сапковский "Кровь эльфов" (363)

Глубокое знание нашего вопроса жителями того мира вполне понятно и более чем оправдано. В местах, где встречаются гули, альгули, гравейры и цементавры по неволе станешь специалистом по разной нежити. Хвала богам, что такое разнообразие гулей встречается далеко не повсеместно. Характерно, что и повышенная злобность сих тварей также далеко не универсальна. Так, в частности, английские гули, по информации Дж.К. Ролинг, не более чем шумные соседи в домах магов, типа несознательных домовых и приведений. Это объяснимо, так как на островах конкуренция как в плоскости посмертий, так и на местах битв весьма высока. Одни Красные шапки чего стоят. А, например, таджикские гули (они же гюль-ябани) могут, конечно, и подзакусить человечинкой, но могут и спасти как это случилось с одним человеком во время Хаитского землетрясения в конце сороковых годов. Могут и подшутить как это делает один гуль на Памире, прыгая на камне перед кишлаком Яфуч и пугая водителей проезжающих мимо автомобилей. Но на самом деле таджикские гули больше всего любят вызывать людей на состязание в силе:

Один сильный человек ехал в сумерки на телеге в окрестностях Таджикабада (Каратегин). Он остановился на отдых и распряг лошадь. Неожиданно лошадь взбесилась и убежала. Из темноты вышел огромный пастух и предложил бороться. Он долго с ним боролся, но никто не мог одолеть другого. Наконец оба устали и сели отдыхать. Наступил рассвет и он увидел, что пастух весь зарос шерстью. Пастух подарил ему кусочек шерсти и сказал, что теперь они будут друзьями."Когда нужно будет меня вызвать — сожги этот кусочек шерсти" — сказал пастух и ушел.

Потом мулла объяснил, что это был гул. Мулла сказал: " Об этой истории никому нельзя рассказывать. Иначе ты можешь умереть."

Истории о снежном человеке, Таджикистан 1982 (*)


Впрочем, если что, то таджикского гуля достаточно легко прогнать, так как он не выносит запаха табака, пороха, ну и выстрелов в свою сторону не любит. С другой стороны, а кто их любит? Про эти действенные средства нужно помнить всем, ибо тамошний гуль, как я уже говорил, не гнушается человечины. И, в дополнение ко всему, не питает уважения к авторитетам.

— Начальник милиции Таджикабада поехал один раз в горы на выходные на собственном "Жигули". Он делал приготовления к пикнику, положил мясо в тазик около машины и вздремнул на заднем сиденье. Вдруг просыпается от того, что машина дергается. Он побледнел от ужаса. Сзади стоял гул и толкал машину вперед. Он мог ведь столкнуть машину в пропасть! Пока милиционер приходил в себя, гул залез в тазик с стал разрывать мясо. Потом он снова подошел к машине сзади и прислонился ладонями к заднему стеклу. Милиционер нашел наконец пистолет и выстрелил. Гул убежал. После него остались отпечатки двух ладоней на заднем стекле машины.

— Он снял эти отпечатки?

— Конечно. Теперь они хранятся в отделе криминалистики Министерства Внутренних Дел, в Душанбе.

Истории о снежном человеке, Таджикистан 1982 (*)


М-да. В целом, следует сказать, что гули различных миров (как литературных, так и игровых) весьма разнообразны. Они тебе и джинны, и упыри, и вампиры. Но если вот так вот взять на себя смелость, то есть два полюса в развитии гулей.

Первый представлен гулями мира Al-Qadim (D&D), где они выступают как недоджинны, но тем не менее. Здесь гуль представляет мир Смерти, что в Аль-Кадиме считается пятой стихией. Однако гули редко живут в своей плоскости (или сфере) — они постоянно навещают материальный мир, чтобы подпитываться там чужой смертью. Гули занимают промежуточное положение между истинными гениями (духами четырех стихий) и низшими (джанны, специализированные гении). Они боятся истинных гениев и стараются не вставать у тех на дороге. Но у них есть свои подданные: упыри, гиены и стервятники (351).

На другом полюсе находится Мир Тьмы (World of Darkness). Там гуль — живое или мёртвое существо (животное или человек), приобретшее зависимость от крови вампира и ставшее его рабом. Человека или животное можно обратить в гуля с помощью процесса, сходного с установлением «Уз Крови» между вампирами. Обращаемый должен несколько раз выпить крови вампира. После трёх раз образуется стойкая зависимость. В последующем гуль должен постоянно подпитываться кровью своего повелителя. Как и вампиры, гули испытывают жажду крови (только не человеческой, а своего хозяина), быстро исцеляются, медленно стареют, могут использовать некоторые сверхъестественные способности. Однако есть и отличия. Гули бодрствуют днём и могут находиться под солнцем. Люди-гули служат вампирам в качестве рабов, сенешалей или телохранителей.

Вот такие они — гули-гулы. Очень разные, но всегда опасные. Мой тебе совет, уважаемый гость, не связывайся ты с ними, а?

Источники:
Бестиарий Анджея Сапковского / "Нет золота в Серых Горах" — М.: АСТ, 2002 (49)
Мифы народов мира. В 2-х тт. — М.: Советская энциклопедия, 1980 (174)
Шамс Ад-Дин Ад-Димашки Выборка времени о диковинках суши и моря // Древние и средневековые источники по этнографии и истории Африки южнее Сахары. Т.4. Арабские источники XIII-XIV вв. — М.: Восточная литература, 2002 — с.331-379 (244)
The Jinn and Human Sickness: Remedies in the Light of the Qur`aan and Sunnah. — Darussalam, 2005 (251)
Ричард Псмит (Андрей Ленский) Джинны // Лучшие компьютерные игры. №7 (68); июль 2007 (351)
Гамильтон Лорел "Запретный плод" — М.: АСТ, Ермак, 2004 (358)
Тысяча и одна ночь. В 8 томах — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958 (697)
Онлайн источники
Истории о снежном человеке (*)
Подготовка статьи: Геннадий Коршунов
Отдельная благодарность Линьку и Адонису за поднятие темы и подбор материалов на форуме
bestiary.us

Посмотреть профиль http://sukkubuslamia.forum2x2.ru

2 Re: Гуль. в Чт Май 10, 2018 9:27 pm

Katrina

avatar
Главный Admin, Тёмная Ведьма
Главный Admin, Тёмная Ведьма
Комментарии к статье с сайта bestiary.us:

Разновидности джиннов — это ифриты, мариды, гули и силаты.
Гули — это самые зловредные, людоеды, как правило, женского рода.


Гули — они какие-то непонятные. Непохожи они на джиннов
Вот интересный текст:
"Сказал автор [книги] «Дар чудес», что несколько сподвижников Александра [Великого] дошли до истоков Нила и находились [там некоторое время] для обследования той земли и того, что в ней есть. Возвратившись, они сообщили, что на одной из Лунных гор они встретили настоящих духов. Они встретили одну из разновидностей, которая называется ас-суру'. А это гули. Один гуль из их числа — это существо, среднее между духами, животными и человеком. Для того, кто на него смотрит, гуль может принять облик того животного, какого захочет. Обнаруживая вид человека, он может растерзать [любого], как могут растерзать дикие звери.

Рассказал Ибн Вахшийа в книге «Набатейское земледелие» при описании дерева ал-абхал, известного в земле Ифрикийи как дерево гулей, что у гулей есть запах, который дикие звери ощущают на расстоянии полумили, и что эти звери берегутся, когда почувствуют этот запах. У дерева же ал-абхал запах сильнее, чем запах гулей, так что поглощает его, и гули укрываются у этих деревьев. Когда дикое животное или человек приближается к такому дереву, гуль бросается на него и разрывает его, будь то человек или животное. Этот же автор говорит, что гули — это животные, которые не появляются днем и не могут видеть ни солнца, ни солнечного света, и если на них упадет солнечный свет, то они умирают. У них под землей норы, в которых они укрываются в течение дня, и выходят ради средств, необходимых для жизни, ночью. Он же говорит, что одни ноги у него подобны человеческим ногам, а две другие ноги подобны ногам осла и имеют круглые и полые копыта. И когда он охотится на какое-нибудь животное, он сначала ест его внутренности — прежде, чем мясо, — а затем ест его мясо. А у человека оставляет только мясо. Когда гуль охотится на человека, он играет с ним до тех пор, пока человек не умрет. Тогда он съедает внутренности его живота и оставляет у себя в норе его тело на несколько дней. Когда же оно испортится и черви, которые едят его, уже почти передохнут, его ест гуль в таком состоянии, так как гули любят есть такое мясо. Гнилое мясо нравится им больше, чем свежее."
Ад-Димашки Выборка времени о диковинках суши и моря // Древние и средневековые источники по этнографии и истории Африки южнее Сахары. Т. 4. Арабские источники XIII-XIV вв. — М.: Восточная литература, 2002. — С. 244.

Посмотреть профиль http://sukkubuslamia.forum2x2.ru

3 Re: Гуль. в Чт Май 10, 2018 9:30 pm

Katrina

avatar
Главный Admin, Тёмная Ведьма
Главный Admin, Тёмная Ведьма
О гулях и маридах:

"Сказка о Сейф аль-Мулуке" из цикла "Тысяча и одна ночь" рассказывает о посещении двух островов — острова маридов и острова гулей.

" И вдруг блеснул им издали остров, и ветры подгоняли их, пока они к нему не подплыли, и, пристав к острову, они вышли из лодки, оставив в ней одного человека, и направились в глубь острова. И они увидели там много плодов всякого рода и поели их досыта и вдруг увидели человека, сидевшего среди деревьев, и был он длиннолицый, диковинного вида, с белой бородой и телом. И он позвал одного из невольников по имени и сказал ему: "Не ешь тех плодов, — они не поспели, и подойди ко мне, я накормлю тебя этими спелыми плодами". И невольник взглянул на него и подумал, что это один из утопавших, который спасся и вышел на этот остров. Он до крайности обрадовался и пошел, и подошел к нему близко (и не знал этот невольник, что предопределено ему в неведомом и что начертано у него на лбу).
И когда он подошел к человеку близко, тот вскочил на него, так как это был марид, и сел ему на плечи, обвив ему одной ногой шею, а другую опустив вдоль его спины, и сказал: "Ходи! Нет тебе больше от меня спасения, и ты стал моим ослом". И невольник закричал своим товарищам и стал плакать, говоря: "Увы, мой господин! Уходите, спасайтесь из этой заросли и убегайте, так как один из ее жителей сел мне на плечи, а остальные вас ищут и хотят на вас сесть, как на меня". И, услышав слова, сказанные этим невольником, все путники убежали и сошли в лодку, а жители острова преследовали их в море и говорили: "Куда вы уходите? Идите жить к нам: мы сядем вам на спину и будем вас кормить и поить, и вы станете нашими ослами". И, услышав от них эти слова, путники ускорили ход по морю и отдалились от жителей острова и поехали, уповая на великого Аллаха.
И они ехали так в течение месяца, пока не показался перед ними другой остров, и они вышли на этот остров и увидели там плоды разного рода и поели этих плодов. И вдруг они заметили что-то блестевшее издали на дороге, и, приблизившись, они посмотрели и увидели, что это нечто отвратительное видом и лежит, точно серебряный столб. И один из невольников пихнул его ногой, и вдруг оказалось, что это человек с продольными глазами и расщепленной головой, и он спрятался под одним из своих ушей, так как, ложась спать, он подкладывал одно ухо себе под голову, а другим ухом прикрывался. И он схватил этого невольника, который пихнул его, и пошел с ним на середину острова, и вдруг оказалось, что все там — гули, которые едят сынов Адама. И невольник Закричал своим товарищам: "Спасайте ваши души! Этот остров — остров гулей, которые едят сынов Адама, и они хотят меня разорвать и съесть". И, услышав его слова, путники повернули, удаляясь, и сошли с земли в лодку и ничего не набрали из плодов".


Интересно, что гуль выступает здесь в облике античного панотия, но как всегда является людоедом. А вот мариды явно послужили одним из источников статьи G.K.

В пятом путешествии Синдбада встречается шейх моря, которого Шахразада называет "шайтаном". Маридом он, как справедливо отмечено уже было, не называется (по крайней мере, в русском переводе), но ведёт себя в плане запрыгивания на плечи подобно маридам из "Сказки о Сейф аль-Мулуке":

" И я увидел оросительный колодец у ручья с текучей водой, а около него сидел красивый старик, и был этот старик покрыт плащом из древесных листьев. И я сказал про себя: "Может быть, этот старик вышел на остров, и он из числа утопавших, с которыми разбился корабль?"и приблизился к старику и приветствовал его; а он ответил на мое приветствие знаками и ничего не сказал. "О старец, — спросил я его, — почему ты сидишь в этом месте?" И старец горестно покачал головой и сделал мне знак рукой, желая сказать: "Подними меня на шею и перенеси отсюда на другую сторону колодца". И я сказал про себя: "Сделаю этому человеку милость и перенесу его туда, куда он хочет: может быть, мне достанется за это награда".
И я подошел к старику и поднял его на плечи и пришел к тому месту, которое он мне указал, а потом я сказал ему: "Сходи не торопясь"; но он не сошел с моих плеч и обвил мою шею ногами. И посмотрел я на его ноги и увидел, что они черные и жесткие, как буйволова кожа.
И я испугался и хотел сбросить старика с плеч, но он уцепился за мою шею ногами и стал меня душить, так что мир почернел перед моим лицом, и я потерял сознание и упал на землю, покрытый беспамятством, точно мертвый. И старик поднял ноги и стал бить меня по спине и по плечам, и я почувствовал сильную боль и поднялся на ноги, а старик все сидел у меня на плечах, и я устал от него.
И он сделал мне знак рукой: "Пойди к деревьям с самыми лучшими плодами!" И если я его не слушался, он наносил мне ногами удары, сильнее, чем удары бичом, и все время делал мне знаки рукой, указывая место, куда он хотел идти, а я ходил с ним. И если я медлил или задерживался, он бил меня, и я был у него точно в плену.
И мы вошли в рощу посреди острова, и старик мочился и испражнялся у меня на плечах и не сходил с них ни днем, ни ночью, а когда он хотел спать, то обвивал мне шею ногами и немного спал, а потом поднимался и бил мена. И я поспешно вставал и не мог его ослушаться, так много я от него вытерпел, и только упрекал себя за то, чnо его понес и пожалел.
И я жил таким образом, испытывая сильнейшую усталость, и говорил себе: "Я сделал ему добро, и обернулось оно на меня злом. Клянусь Аллахом, я во всю жизнь больше не сделаю никому добра!" — и просил смерти у Аллаха великого каждый час и каждую минуту, так велико было мое утомление и усталость. И я провел таким образом некоторое время; но вот однажды я пришел со стариком в одно место на острове и увидел там множество тыкв, среди которых было много высохших. И я взял одну большую сухую тыкву, вскрыл ее сверху и вычистил, а потом я пошел с ней к виноградной лозе и наполнил ее виноградом, и заткнул отверстие, и, положив тыкву на солнце, оставил ее на несколько дней, пока виноград не превратился в чистое вино. И я стал каждый день пить его, чтобы помочь себе этим против утомления из-за этого зловредного шайтана, и всякий раз, как я пьянел от вина, моя решимость крепла. И старик увидел меня однажды, когда я пил, и сделал мне знак рукой, спрашивая: "Что это?" И я ответил: "Это прекрасная вещь, она укрепляет сердце и развлекает ум". И я стал бегать и плясать со стариком между деревьями, и овладела мной веселость из-за опьянения, и принялся я хлопать в ладоши и петь и веселиться. И, увидав меня в таком состоянии, старик сделал мне знак подать ему тыкву, чтобы он тоже мог из нее выпить, и я побоялся его и отдал ему тыкву, и он выпил то, что там оставалось, и бросил ее на землю.
И овладело им веселье, и он стал ерзать у меня на плечах, а затем он охмелел и погрузился в опьянение, и все его члены и суставы расслабли, так что он стал качаться у меня на плечах. И когда я понял, что он опьянел и исчез из мира, я протянул руку к его ногам и отцепил их от моей шеи, а затем я нагнулся к земле и сел и сбросил его на землю…"
И Шахразаду застигло утро, и она прекратила дозволенные речи.

Пятьсот пятьдесят восьмая ночь.

Когда же настала пятьсот пятьдесят восьмая ночь, она сказала: "Дошло до меня, о счастливый царь, что Синдбад мореход сбросил шайтана со своих плеч землю. "И мне не верилось, — говорил Синдбад, — что я освободился от избавился от того положения, в котором я был.
И я испугался, что старик очнется от хмеля и будет меня обижать, и я взял большой камень, лежавший между деревьями, и, подойдя к старику, ударил его по голове, когда он спал, и кровь его смешалась с мясом, и он был убит (да не будет над ним милость Аллаха!). А потом я стал ходить по острову, и мой ум отдохнул, и я пришел к тому месту на берегу моря, где был раньше. И я прожил на этом острове некоторое время, питаясь его плодами и утоляя жажду из ручьев, и высматривал корабль, который прошел бы мимо. И вот однажды я сидел и думал о том, что со мной случилось и какие произошли со мной дела, и говорил про себя: "Посмотрим, сохранит ли меня Аллах целым и вернусь ли я в мои страны и встречусь ли с родными и друзьями". И вдруг показался корабль посреди ревущего моря, где бились волны, и шел до тех пор, пока не пристал к этому острову.
И путники сошли с корабля на остров, и я подошел к ним; и, увидев меня, они все поспешно приблизились ко мне и собрались вокруг меня и стали расспрашивать меня, что со мной и почему я прибыл на этот остров; и я рассказал им о моем деле и о том, что со мной случилось, и они удивились этому до крайней степени и сказали: "Тот человек, который сидел у тебя на плечах, называется шейхом моря, и никто из тех, кто попадал под его ноги, не спасся, кроме тебя. Да будет же слава Аллаху за твое спасение!"


Видимо, поэтому некоторые источники называют его маридом.

Посмотреть профиль http://sukkubuslamia.forum2x2.ru

4 Re: Гуль. в Чт Май 10, 2018 9:36 pm

Katrina

avatar
Главный Admin, Тёмная Ведьма
Главный Admin, Тёмная Ведьма
Вообще терминов для обозначения джиннов ещё больше. Я вот с какими сталкивался:

джинн
ифрит
марид
силат
шайтан
гуль
кутруб

Причём, если взять всё те же "Арабские ночи", то эти термины употребляются абсолютно беспорядочно. Например, в одном месте существо назвали ифритом, а уже через несколько строк его зовут маридом. видимо представления о них достаточно расплывчаты в народном сознании были уже тогда, когда знаменитый цикл сказок создавался.

Единственные более менее чётко отличающиеся существа из них - это гули.

Вот, что говорят "Мифы народов мира":

ГУЛ (ghûl), в мусульманской мифологии джинны женского рода, особо враждебные к людям. Г. заманивают путников, меняя свой внешний вид, убивают их и съедают. Представления о Г. восходят к домусульманским мифологическим представлениям древних арабов; они упоминаются, в частности, в поэме Тааббаты Шаррана (6 в. н. э.). Образ Г. получил широкое распространение в фольклоре. Мужской аналог Г. носит название «кутруб».



Уже приводил пример гуля-людоеда из "Ночей", вот другой, ещё более классический. Причём у Гуль там есть дети: это "СКАЗКА О КОВАРНОМ ВЕЗИРЕ":

Знай, о царь, - сказал везирь, - что у одного царя был везирь, а у этого царя был сын, который любил охоту и ловлю, и везирь его отца находился с ним. И царь, отец юноши, приказал этому везирю быть с царевичем, куда бы тот ни отправился. Однажды юноша выехал на охоту, и везирь его отца выехал с ним, и они поехали вместе. И везирь увидал большого зверя и сказал царевичу: "Вот тебе зверь, гонись за ним". И царевич помчался за зверем и исчез с глаз, и зверь скрылся от него в пустыне. И царевич растерялся и не знал, куда идти и в какую сторону направиться, и вдруг видит: у обочины дороги сидит девушка и плачет.
"Кто ты?" - спросил ее царевич; и девушка сказала: "Я дочь царя из царей Индии, и я была в пустыне, но на меня напала дремота, и я свалилась с коня, и теперь я отбилась от своих и потерялась". И, услышав слова девушки, царевич сжалился над нею и взял ее на спину своего коня, посадив ее сзади, и поехал. И когда они проезжали мимо каких-то развалин, девушка сказала: "О господин, я хочу сойти за надобностью", и царевич спустил ее около развалин. И девушка вошла туда и замешкалась, и царевич, заждавшись ее, вошел за ней следом, не зная, кто она. И вдруг видит: это - гуль, и она говорит своим детям: "Дети, я привела вам сегодня жирного молодца!"
А дети отвечают: "О матушка, приведи его, чтобы мы наполнили им наши животы". Услышав их слова, царевич убедился, что погибнет, и испугался за себя, и у него задрожали поджилки. Он вернулся назад; и гуль вышла и увидела, что он как будто испуган и боится и дрожит, и сказала: "Чего ты боишься?" - "У меня есть враг, и я боюсь его", - отвечал царевич. "Ты говорил, что ты сын паря?" - спросила его гуль; и царевич ответил: "Да".
И тогда гуль сказала: "Почему ты не дашь своему врагу сколько-нибудь денег, чтобы удовлетворить его?" - "Он не удовлетворится деньгами, а только моей жизнью, - отвечал царевич, - и я боюсь за себя. Я человек обиженный". - "Если ты, как ты говоришь, обижен, призови на помощь Аллаха, и он избавит тебя от злобы твоего врага и царевич поднял взор к небу и воскликнул: "О ты, кто отвечаешь попавшему в беду, когда он зовет тебя, и устраняешь зло, о боже, помоги мне против моего врага и отврати его от меня! Поистине, ты властен в том, чего хочешь!" И когда гуль услыхала его молитву, она удалилась, а царевич отправился к своему отцу и рассказал ему о поступке везиря; и царь призвал его и убил.


Кстати, есть у меня подозрения, что английское "ghoul" ("вампир") произошло от "ghul" из арабской мифологии. Кстати, никто доподлинно этого не знает? Или это всё-таки разные персонажи? Я в сети натыкался на противоположные позиции и все доказывали свою правоту!

Но вообще похоже, что английское "ghoul" пришло от арабов. В частности слышал, что у Лавкрафта есть раса гулей (ghouls), а он ведь во многом опирался на восточные мифологические страшилки.

Вот ещё сведения, но первоисточники неизвестны, всё требует проверки и анализа:

Из Королёва:

"Гули. В мусульманской мифологии джинны женского рода, враждебные людям. У них омерзительные лица, тела состоят из некоей призрачной субстанции, однако гули обладают чудовищной силой. Питаются они мертвечиной, разрывают могилы, но не брезгуют и живыми людьми. Меняя облик, гули заманивают путников, которых потом съедают. Чаще всего они незримо появляются на пышных похоронах, дожидаются, пока все разойдутся, а затем раскапывают могилу и принимаются пировать. Поэтому считается, что чем меньше шума и пышности на похоронах, тем больше вероятность, что гули не тронут покойника. Гуль-мужчина носит прозвище "кутруб".

А вот это на одном сайте прочитал:

"Многими мусульманами, однако, реальность гулов отрицается - разногласия по этому вопросу происходят из-за двух типов хадисов . В одних Мухаммед отрицает существование гулов, в других, наоборот, - учит, как их отгонять. Термин «гул» в Коране не встречается, тем не менее, он прочно вошёл в демонологический пантеон мусульманского мира".



Посмотреть профиль http://sukkubuslamia.forum2x2.ru

5 Re: Гуль. в Чт Май 10, 2018 9:38 pm

Katrina

avatar
Главный Admin, Тёмная Ведьма
Главный Admin, Тёмная Ведьма
сразу навскидку цитирую пана Сапковского, большого знатока фэнтези и ваще хорошего человека, пишущего оную:

Гуль (Ghul)
В мусульманской демонологии жуткое существо с мерзкой внешностью и запахом, гробокопатель и пожиратель разлагающихся останков, не гнушающийся, однако, и какой-либо свежатинки, например, странников из каравана, забредшего в посещаемые гулями местности. Излюбленными районами проживания гулей — а значит, и особо опасными — считаются некрополи и кладбища, руины, подземелья и лабиринты, а также колодцы и оазисы в пустынях. Есть у гуля и женская разновидность — гуля. Эта (гласит одна из сказок "Тысячи и одной ночи") для того, чтобы без излишних хлопот приканчивать неосторожных, способна принимать внешность прелестной девицы.
Этимология: арабское "ghala" (хватать, ловить). Вопреки "подсказкам" многочисленных авторов английских фэнтези слово "ghastly" (призрачный) берет начало не от гуля (ghul'a), а от германского слова "ghost".


цитирую его к тому, что будучи представителем европейской фэнтези-литератры и кстати достаточно хорошим знатоком мифологии, Сапковский неоднократно помещал в свои книги гулей — вроде бы таких вполне типичных и соответствущих английскому ghoul. но вот тут, в своем бестиарии он относит гуля именно к мусульманству…

Посмотреть профиль http://sukkubuslamia.forum2x2.ru

6 Re: Гуль. в Чт Май 10, 2018 9:40 pm

Katrina

avatar
Главный Admin, Тёмная Ведьма
Главный Admin, Тёмная Ведьма
Гуль (араб. миф) _ злой дух — оборотень, обитает по поверью в Средней и Малой Азии, в пустыне, подстерегая одиноких путников, убивая и пожирая их, потому как питается только свежей мертвечиной, а в пустыне согласитесь такой пищи не особо много; имеет вид страшного чудовища, но иногда является путникам в образе женщины, что говорит о его гермофродизме. Представления о Гули восходят к домусульманским мифологическим представлениям древних арабов; они упоминаются, в частности, в поэме Тааббаты Шаррана (6 в. н. э.). Образ Гули получил широкое распространение в фольклоре. Мужской аналог Гули носит название "кутруб".

Гули (от англ. ghoul) — разновидность нежити, пришедшая к нам из арабского фольклора. Там они назывались al-ghul (примерное значение — демон, черт) и представляли собой пустынных демонов, умеющих менять свою форму (излюбленный облик — животное, в особенности — гиена). Гули разрывали могилы и питались трупами, либо охотились на зазевавшихся детей. Они также любили заманивать путешественников в самые бесплодные районы пустыни и пожирать их.

Фентези (По Сопковскому):

Гуль — жуткое существо с мерзкой внешностью и запахом, гробокопатель и пожиратель разлагающихся останков, не гнушающийся, однако, и какой-либо свежатинкой, например, странниками из торгового каравана, забредшего в посещаемые гулями местности. Но на живых гуль нападает только, когда голоден или разъярен. Излюбленными районами проживания гулей — а значит, и особо опасными — считаются некрополи и кладбища, руины, подземелья и лабиринты, а также колодцы и оазисы в пустынях. В особо больших количествах гулей можно встретить на местах схваток, недавних побоищ.
Бороться с гулем надо серебряным мечом — серебро для него смертельно. Еще яркий свет и огонь.
Болтают, что есть и женская форма — "гуля". Эта тварь якобы способна принимать внешность прелестной девицы для того, чтобы без излишних хлопот приканчивать неосторожных. Однако, здравый смысл заставляет усомниться в существовании подобного существа, ибо сложно представить гулю симпатичной девушкой. К тому же, от сильного трупного запаха, характереного для гулей, трудно избавиться. Даже при помощи магии…
Гравейр — разновидность гулей. Он очень похож на гуля, но гораздо крупнее. Отличают его также три костяных гребня на черепе. Остальное — как у любого трупоеда. Когти короткие и тупые, пригодные для разгребания могил, для рытья земли. Мощные зубы, которыми он дробит кости, и длинный тонкий язык, чтобы вылизывать из них разложившийся мозг и жир. Как следует провонявшее сало для грайвера — деликатес…
К счастью, грайверы встречаются довольно редко, потому что это крайне опасные сук… М-да. Малейшее повреждение при схватке с грайвером кончается заражением трупным ядом. Поэтому, борясь с грайвером, нельзя приближаться к поганцу вплотную. Надо всегда держать дистанцию, а удар наносить с наскока.
У грайверов, гулей и других чудовищ из этой группы нет собственной экологической ниши. Они — реликты. Убивая их, мы не нарушаем сложившихся в природе, в нашей теперешней системе связей. Эти чудовища чужды нашему миру, им здесь нет места.

Экстранаучная классификация
- статус — посмертия
- домен — неупокойники
- тип — ревенанты
- класс — упыриные
- семейство — мандукарны (пожиратели плоти)
- род — ГУЛИ
- виды — гуль джиновый, альгуль Сапковского, цементавр Сапковского, грайвер Сапковского, бал-бал филиппинский
- подвиды — гуль джиновый женский (гуля), гуль джиновый мужской (аль-кутруб)

Национальная классификация
- Джинны

Физиология
- Человек

Среда обитания
- Кладбища, Заброшенные постройки, Места сражений

Дополнительные способности-особенности
- Трупоедство, Людоедство, Человекоубийства, Метаморфозы

Культурно-географическая
- Мусульманская мифология и фольклор

Вымышленные / литературные миры
- Сент-Луис (Л.Гамильтон), Мир Тьмы (World of Darkness), Мир Ведьмака (А.Сапковский), Al-Qadim (D&D), Мир Хайборийской эры (Р.И.Говард), Shadowrun, Мир "Сверхъестественного" ("Supernatural" series)

Посмотреть профиль http://sukkubuslamia.forum2x2.ru

Спонсируемый контент

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения