Магия порога.
Самая распространенная примета, связанная с порогом, звучит так: наступать на порог нельзя - домовой обидится. Считается, что домашний порог является любимым местом домового, где он частенько любит отдыхать. Стоять на пороге или сидеть на нем также запрещалось обычаями, которые вылились в такую примету: кто на крыльце сидит - тот счастье свое просидит.
Через порог переступают только правой ногой - иначе пути не будет. Магия порога также непосредственным образом связана с такими событиями как рождение, смерть, свадьба. В данном случае примета касается последнего события. Если девушка, вышедшая замуж, собирается провести медовый месяц в доме своего супруга, порог ее родителей следует вымыть с мылом и щеткой, чтобы символически стереть ее следы в родительском доме. В противном случае невеста вернется в родительский дом и рассорится с мужем. Самые распространенные приметы в России:
Гостя следует встречать на пороге и пропускать через порог вперед себя.
Через порог нельзя здороваться.
Через порог нельзя пожимать руку на прощание.
Под порог обычно кладут заговоренные вещи или листки с заклинаниями.
На пороге магазина стоять нельзя - покупателей не будет.
Через порог ничего не принимать - к ссоре между дарителем и тем, кто принимает.
Порог — часть дома, в традиционных представлениях символическая граница между домом и внешним миром, «своим» и «чужим» пространством.
В повседневной жизни с Порогом, как с пограничным и потому опасным локусом, связывалось множество запретов: не разрешалось садиться или наступать на Порог, здороваться или разговаривать через него, передавать друг другу что-либо через Порог, особенно детей.
По украинским приметам, нельзя есть на Пороге, иначе люди будут сплетничать- нельзя переливать через Порог воду после стирки или помои, иначе нападет куриная слепота- запрещалось мести хату от Порога, иначе заметешь в хату «злыдней» и ее станут обходить стороной сваты- нельзя выметать мусор через Порог, особенно беременной, иначе у нее будут трудные роды, а у ребенка — частые рвоты.
Если рубить что-нибудь на Пороге или бить по нему, то тем самым пустишь в дом ведьму и жаб, а также отдашь себя во власть лихорадок, которые живут у Порога Нахождение на Пороге связывалось со смертью, ср. в подблюдной песне: «На пороге сижу, за порог гляжу».
Порог как границу дома защищали с помощью оберегов.
На Русском Севере в Порог нового дома еще на этапе строительства закладывали капельку ртути или высушенную змеиную шкурку, а также прибивали к Порогу подкову или обломок косы-горбуши.
Гуцулы закапывали под Порог в Юрьев день кусок железа, чтобы у тех, кто его переступит, были здоровые ноги.
Русские, построив после пожара новую баню, закапывали в землю под ее порогом задушенную черную курицу.
Отправляясь в церковь крестить ребенка, украинцы и западные славяне для защиты от сглаза клали на Порог или около него горячие уголья, нож, топор либо серп.
На Полтавщине младенца передавали крестной матери через лежащий на Пороге дома топор.
В Житомирском р-не крестные родители переступали через нож, положенный кверху острием на Пороге.
В Курской губ. новорожденного мальчика передавали крестной через Порог, чтобы он стал «хранителем дома».
С Порогом были связаны многочисленные эпизоды семейных обрядов.
На свадьбе молодая, входя после венчания в дом мужа, не должна касаться Порога, почему ее подчас и вносили на руках.
Впрочем, кое-где в России невеста, наоборот, становилась на Порог или прыгала с него со словами: «Кышьте, овечки, волчок идет!» На Украине молодая наступала на Порог, утверждая этим свои права в новом доме.
До XIX в. на Украине сохранялся обычай закапывать под Порогом умерших некрещеными младенцев- это соответствовало осмыслению Порога как места, где обитают души умерших, и как границы между миром живых и миром мертвых.
В Полтавской губ. мертворожденных детей закапывали под Порогом, веря, что священник окрестит его, когда переступит через Порог с крестом в руках.
При выносе гроба из дома у всех славянских народов было принято трижды ударять им по Порогу, что символизировало прощание умершего с жилищем.
Так поступали, чтобы покойник больше не возвращался домой (восточные и западные славяне) или чтобы в семье больше никто не умер (южные славяне).
Впрочем, в некоторых местах, наоборот, не разрешалось задевать гробом за Порог и дверные проемы.
В Заонежье верили, что если такое случится, то душа покойного останется в доме и ее нелегко будет выжить.
При трудных родах роженицу трижды переводили через Порог избы, что символизировало выход ребенка из материнской утробы.
В Вятской губ. новорожденного клали сначала на шубу на стол, а после несли на Порог и говорили: «Как Порог лежит тихо, спокойно и смирно, так и мой ребенок, раба божья (имя), будь тихий, спокойный и здоровый» .
В Заонежье женщина, возвращаясь домой после родов, переступала через младенца, положенного в избе вдоль Порога, со словами: «Как порог этот крепок, так и ты будешь крепок.
Все уроки и призоры, останьтесь на Пороге, а с собой возьму здоровье».
В семейных обрядах и особенно в народной медицине с Порогом связывается идея преодоления тоски, привычки, от которой хотели избавиться, болезни и избавления от страдания.
У украинцев Харьковской губ. ребенок-сирота в день похорон отца или матери должен был, сидя на Пороге, съесть кусок хлеба с солью, чтобы не тосковать по умершему и не испытывать страха.
В Вологодской обл. от тоски спрыскивали больного водой через Порог, причем знахарка стояла снаружи, а больной — в избе.
В Заонежье, чтобы отлучить ребенка от груди, мать кормила его в последний раз, сидя на Пороге или стоя, поставив ноги по обе стороны Порога.
Порог был местом совершения множества лечебных процедур и ритуалов.
У русских при боли в спине или пояснице человек ложился на Порог, а последний в семье ребенок — мальчик клал ему на спину веник и легонько рубил его топором, при чем происходил обрядовый диалог: «Что сечешь?» — «Утин (болезнь) секу».
— «Секи горазже, чтоб век не было» .
В Вятской губ.
мать «загрызала грыжу» у ребенка, сидя на Пороге- знахарка меряла на Пороге ребенка, а потом рубила на Пороге его «рев, переполох».
В Архангельской обл.
на Порог лечили от испуга: больного ставили на Порог, знахарка обходила его, держа в руках нож и топор, затем вонзала их в Порог- при этом говорили: «Что сечешь?» — «Испуг секу, топором зарубаю, ножом засекаю, боль и испуг унимаю».
На Пороге символически уничтожали колдунов, ведьм и другую опасность.
У мораван женщина, которая подверглась влиянию колдовства, вбивала топор в Порог, этим она выкалывала чародейнице глаза и колола ее тело.
Гуцулы под Рождество обходили скот с хлебом, медом и ладаном, замыкали хлев и тогда вбивали в Порог топор, чтобы замкнуть волку пасть.
Словаки вбивали топор в Порог во время грозы в качестве оберега.
Сидение и стояние на Пороге как действие, противоречащее повседневной практике, широко применялось в славянской магии, в том числе связанной с нечистой силой, и могло сопровождаться иными действиями, имеющими кощунственный характер.
На Русском Севере девушки гадали, сидя или стоя на Пороге бани- выходя из бани, девушка левой ногой наступала на Порог, а правой на землю и произносила слова заговора-присушки- чтобы увидеть в бане черта, заходили в нее ночью и, ступив одной ногой за Порог, снимали с шеи крест и клали его под пяту.
В Заонежье считалось, что на Пасху каждый может увидеть домового и поговорить с ним: для этого следовало не пойти на заутреню, а сесть на Порог и зажечь свечу, принесенную с заутрени в Великий четверг.
В Полесье хозяйка в Страстной четверг пряла особую нить до восхода солнца на Пороге, иногда раздетая донага.
Оберег на порог дома
Не так-то просто зайти в квартиру, поэтому чёрные дела вершатся у порога Чтобы этого не допустить, прочитайте оберег на входную дверь, на порог.
Катись катаньем доля худая.
Разлучница-кумушница,
Катись - не тянись,
у порога не крутись,
За крыльцо не цепляйся,
на воротах не виси! Песнь лешова,
воронья подмога.
Катись от порога в свои болота. Истинно.
Защита порога дома на соль.
Чтобы в ваш дом не ступала беда и прочие напасти, надо защитить порог. Киньте три щепотки соли в посуду с водой, которой вымойте трижды порог, приговаривая:
«Солью присолено, водой размочено, как соль не гниет, так порча к моему дому не пристает. Отвернись, откатись, назад воротись! Вон отсюда пошла, я тебя не звала. Аминь».
Оберег от мусора у порога.
Взять три не шитые новые иголки, воткнуть их в порог острием вверх и сказать:
"Кто принесет, тот унесет. У меня три иголки и Пресвятая Троица. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь."
Самая распространенная примета, связанная с порогом, звучит так: наступать на порог нельзя - домовой обидится. Считается, что домашний порог является любимым местом домового, где он частенько любит отдыхать. Стоять на пороге или сидеть на нем также запрещалось обычаями, которые вылились в такую примету: кто на крыльце сидит - тот счастье свое просидит.
Через порог переступают только правой ногой - иначе пути не будет. Магия порога также непосредственным образом связана с такими событиями как рождение, смерть, свадьба. В данном случае примета касается последнего события. Если девушка, вышедшая замуж, собирается провести медовый месяц в доме своего супруга, порог ее родителей следует вымыть с мылом и щеткой, чтобы символически стереть ее следы в родительском доме. В противном случае невеста вернется в родительский дом и рассорится с мужем. Самые распространенные приметы в России:
Гостя следует встречать на пороге и пропускать через порог вперед себя.
Через порог нельзя здороваться.
Через порог нельзя пожимать руку на прощание.
Под порог обычно кладут заговоренные вещи или листки с заклинаниями.
На пороге магазина стоять нельзя - покупателей не будет.
Через порог ничего не принимать - к ссоре между дарителем и тем, кто принимает.
Порог — часть дома, в традиционных представлениях символическая граница между домом и внешним миром, «своим» и «чужим» пространством.
В повседневной жизни с Порогом, как с пограничным и потому опасным локусом, связывалось множество запретов: не разрешалось садиться или наступать на Порог, здороваться или разговаривать через него, передавать друг другу что-либо через Порог, особенно детей.
По украинским приметам, нельзя есть на Пороге, иначе люди будут сплетничать- нельзя переливать через Порог воду после стирки или помои, иначе нападет куриная слепота- запрещалось мести хату от Порога, иначе заметешь в хату «злыдней» и ее станут обходить стороной сваты- нельзя выметать мусор через Порог, особенно беременной, иначе у нее будут трудные роды, а у ребенка — частые рвоты.
Если рубить что-нибудь на Пороге или бить по нему, то тем самым пустишь в дом ведьму и жаб, а также отдашь себя во власть лихорадок, которые живут у Порога Нахождение на Пороге связывалось со смертью, ср. в подблюдной песне: «На пороге сижу, за порог гляжу».
Порог как границу дома защищали с помощью оберегов.
На Русском Севере в Порог нового дома еще на этапе строительства закладывали капельку ртути или высушенную змеиную шкурку, а также прибивали к Порогу подкову или обломок косы-горбуши.
Гуцулы закапывали под Порог в Юрьев день кусок железа, чтобы у тех, кто его переступит, были здоровые ноги.
Русские, построив после пожара новую баню, закапывали в землю под ее порогом задушенную черную курицу.
Отправляясь в церковь крестить ребенка, украинцы и западные славяне для защиты от сглаза клали на Порог или около него горячие уголья, нож, топор либо серп.
На Полтавщине младенца передавали крестной матери через лежащий на Пороге дома топор.
В Житомирском р-не крестные родители переступали через нож, положенный кверху острием на Пороге.
В Курской губ. новорожденного мальчика передавали крестной через Порог, чтобы он стал «хранителем дома».
С Порогом были связаны многочисленные эпизоды семейных обрядов.
На свадьбе молодая, входя после венчания в дом мужа, не должна касаться Порога, почему ее подчас и вносили на руках.
Впрочем, кое-где в России невеста, наоборот, становилась на Порог или прыгала с него со словами: «Кышьте, овечки, волчок идет!» На Украине молодая наступала на Порог, утверждая этим свои права в новом доме.
До XIX в. на Украине сохранялся обычай закапывать под Порогом умерших некрещеными младенцев- это соответствовало осмыслению Порога как места, где обитают души умерших, и как границы между миром живых и миром мертвых.
В Полтавской губ. мертворожденных детей закапывали под Порогом, веря, что священник окрестит его, когда переступит через Порог с крестом в руках.
При выносе гроба из дома у всех славянских народов было принято трижды ударять им по Порогу, что символизировало прощание умершего с жилищем.
Так поступали, чтобы покойник больше не возвращался домой (восточные и западные славяне) или чтобы в семье больше никто не умер (южные славяне).
Впрочем, в некоторых местах, наоборот, не разрешалось задевать гробом за Порог и дверные проемы.
В Заонежье верили, что если такое случится, то душа покойного останется в доме и ее нелегко будет выжить.
При трудных родах роженицу трижды переводили через Порог избы, что символизировало выход ребенка из материнской утробы.
В Вятской губ. новорожденного клали сначала на шубу на стол, а после несли на Порог и говорили: «Как Порог лежит тихо, спокойно и смирно, так и мой ребенок, раба божья (имя), будь тихий, спокойный и здоровый» .
В Заонежье женщина, возвращаясь домой после родов, переступала через младенца, положенного в избе вдоль Порога, со словами: «Как порог этот крепок, так и ты будешь крепок.
Все уроки и призоры, останьтесь на Пороге, а с собой возьму здоровье».
В семейных обрядах и особенно в народной медицине с Порогом связывается идея преодоления тоски, привычки, от которой хотели избавиться, болезни и избавления от страдания.
У украинцев Харьковской губ. ребенок-сирота в день похорон отца или матери должен был, сидя на Пороге, съесть кусок хлеба с солью, чтобы не тосковать по умершему и не испытывать страха.
В Вологодской обл. от тоски спрыскивали больного водой через Порог, причем знахарка стояла снаружи, а больной — в избе.
В Заонежье, чтобы отлучить ребенка от груди, мать кормила его в последний раз, сидя на Пороге или стоя, поставив ноги по обе стороны Порога.
Порог был местом совершения множества лечебных процедур и ритуалов.
У русских при боли в спине или пояснице человек ложился на Порог, а последний в семье ребенок — мальчик клал ему на спину веник и легонько рубил его топором, при чем происходил обрядовый диалог: «Что сечешь?» — «Утин (болезнь) секу».
— «Секи горазже, чтоб век не было» .
В Вятской губ.
мать «загрызала грыжу» у ребенка, сидя на Пороге- знахарка меряла на Пороге ребенка, а потом рубила на Пороге его «рев, переполох».
В Архангельской обл.
на Порог лечили от испуга: больного ставили на Порог, знахарка обходила его, держа в руках нож и топор, затем вонзала их в Порог- при этом говорили: «Что сечешь?» — «Испуг секу, топором зарубаю, ножом засекаю, боль и испуг унимаю».
На Пороге символически уничтожали колдунов, ведьм и другую опасность.
У мораван женщина, которая подверглась влиянию колдовства, вбивала топор в Порог, этим она выкалывала чародейнице глаза и колола ее тело.
Гуцулы под Рождество обходили скот с хлебом, медом и ладаном, замыкали хлев и тогда вбивали в Порог топор, чтобы замкнуть волку пасть.
Словаки вбивали топор в Порог во время грозы в качестве оберега.
Сидение и стояние на Пороге как действие, противоречащее повседневной практике, широко применялось в славянской магии, в том числе связанной с нечистой силой, и могло сопровождаться иными действиями, имеющими кощунственный характер.
На Русском Севере девушки гадали, сидя или стоя на Пороге бани- выходя из бани, девушка левой ногой наступала на Порог, а правой на землю и произносила слова заговора-присушки- чтобы увидеть в бане черта, заходили в нее ночью и, ступив одной ногой за Порог, снимали с шеи крест и клали его под пяту.
В Заонежье считалось, что на Пасху каждый может увидеть домового и поговорить с ним: для этого следовало не пойти на заутреню, а сесть на Порог и зажечь свечу, принесенную с заутрени в Великий четверг.
В Полесье хозяйка в Страстной четверг пряла особую нить до восхода солнца на Пороге, иногда раздетая донага.
Оберег на порог дома
Не так-то просто зайти в квартиру, поэтому чёрные дела вершатся у порога Чтобы этого не допустить, прочитайте оберег на входную дверь, на порог.
Катись катаньем доля худая.
Разлучница-кумушница,
Катись - не тянись,
у порога не крутись,
За крыльцо не цепляйся,
на воротах не виси! Песнь лешова,
воронья подмога.
Катись от порога в свои болота. Истинно.
Защита порога дома на соль.
Чтобы в ваш дом не ступала беда и прочие напасти, надо защитить порог. Киньте три щепотки соли в посуду с водой, которой вымойте трижды порог, приговаривая:
«Солью присолено, водой размочено, как соль не гниет, так порча к моему дому не пристает. Отвернись, откатись, назад воротись! Вон отсюда пошла, я тебя не звала. Аминь».
Оберег от мусора у порога.
Взять три не шитые новые иголки, воткнуть их в порог острием вверх и сказать:
"Кто принесет, тот унесет. У меня три иголки и Пресвятая Троица. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь."